Закрыть ... [X]

От нашего постоянного автора Валентины Руслановой.

Вевис — маленький (5,5 тысяч жителей), чистый и ухоженный литовский городок. Расположен он примерно в 30 км от Вильнюса по обеим сторонам автострады Вильнюс-Каунас-Клайпеда. 

Справа рядом с дорогой недалеко от Вевисского озера стоит скромная белая церковь — Храм Успения Божией Матери с колокольней.

Историческая справка.  (Написана мною с большим расхождением с тем, что изложено в Википедии. Пользовалась сведениями непосредственно из уст местного экскурсовода).
В середине XIV века на месте церкви стоял православный монастырь Успения Пресвятой Богородицы (по старинному титлу — «Успение святое Пречистое»). Его основание летописцы относят к первой половине XIV века и название Вевис связывают с именем полоцкой княжны Евы Иоанновны — второй жены Великого Князя Литовского Гедиминаса. Звучало оно как Евье. Есть и другая трактовка, как бы научная: от названия озера Вевис. Ни то, ни другое документально не доказано. С тех пор много воды утекло, ХХI век рождает разные предположения.
Знаменитые магнаты-землевладельцы (бояре и князья) Огинские, Тышкевичи, Пацы, Воловичи, вотчины которых находились близ Вевиса, исповедовали православную веру. Они не обделяли вниманием Вевисский монастырь. В Вевисе при монастыре существовала школа для живущих в округе православных литовцев и белорусов. А в 1602 г. Виленское Свято-Духовское братство разместило здесь свою типографию — удачный тандем богословия и просвещения. Здесь печаталась как обучающая литература: «Словарь» (Букварь) и «Славянская грамматика», так и книги богослужебного назначения. В Пражском музее в Чехии сохранились две Библии на белорусском языке, возможно напечатанные в Вевисе. На гербе города Вевиса изображен древний печатный станок.
Свято-Духов монастырь выстоял в непримиримой вражде униатов с православными, когда те захватили многие церкви. Но со временем Вевисский монастырь стал приходить в упадок и обнищал. Виленское Свято-Духово братство ничем не могло помочь, потому что само испытывало великую денежную нужду. В это тяжелое время (ХVI век) большую помощь оказал защитник православия Богдан Матвеевич Огинский, а в следующее столетие — Пётр I. В результате оказанной помощи Вевисский монастырь остался православным до присоединения Литвы к России в 1795 году.
В 1806 году, при императоре Александре I, монастырь упразднили и превратили в приходскую церковь. Храм сгорел во время нашествия Наполеона. Не уцелели и деревянные монастырские постройки.
Лишь спустя 30 лет (в 1843г.) благодаря стараниям Виленского Свято-Духово братства появился новый храм, существующий до настоящего времени.

В Успенском храме есть придел во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, особо почитаемых православными Литвы. История трёх святых такова: бояре Кумец, Нежило и Круглец перешли в православную веру, но погибли от рук язычников в 1347 году. Православная церковь канонизировала их как святых великомучеников, при крещении нареченных церковь Антонием, Иоанном и Евстафием. Их нетленные мощи покоятся в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе.

Вход в Свято-Духов монастырь. Внутреннее убранство храма.

В начале нового XXI-го тысячелетия храм и колокольню увенчали новыми куполами и крестами. Тремя годами позже утеплили пол, сделали полный ремонт и внутри, и снаружи.
Когда мы с другом детства Владимиром Д. припарковались и вышли, чтобы осмотреть территорию и храм, оказалось, что служба закончилась и храм уже закрыли. Слева показалась группка велосипедистов. Они не были похожи на спортсменов, больше — на туристов. Так оно и оказалось: путешествуют аж из Питера.

Мы обошли храм вокруг, я снимала его довольно скромное архитектурное убранство.

 Обращает внимание, что нынешний вход в храм расположен как-то сбоку. Как потом выяснилось, старый центральный вход замуровали.

Собираясь уезжать, увидели, что ко входу бежит местная детвора, с ними взрослый с ключами. Это по просьбе туристов из Питера идут открывать помещение.

Мы присоединились и вошли в храм. Внутри стоял дым от кадила, пахло ладаном — недавно закончилась утренняя служба. Нижнее фото даёт представление об атмосфере в церкви. Здесь же хорошо виден дубовый иконостас.

На снимке ниже представлены фигурные стеклянные фрагменты дверей.

В храме хранится несколько малоизвестных икон и образов. Но в основном видны канонические иконы.

Остробрамская икона Богоматери. Это современная вышивка бисером.

Эта икона почитается как в католической, так и в православной церквах. Её оригинал в богатом серебряном окладе находится в Вильнюсе в надвратной церкви ворот «Аушрос Вартай» (Ворота Зари). Иконография необычна:Дева Мария изображается без младенца Иисуса, внизу — серебряный полумесяц, на голове Богородицы две короны: её собственная корона, как Царицы Небесной, и корона королевы Польши. В своё время королевой Польши была прекрасная Барбара Радзивилл — вот и сложилась легенда, что лик Девы Марии списан с лица красавицы королевы.

Аушрос Вартай (Ворота Зари) в Вильнюсе. Сквозь арку в центре видна Остробрамская икона Девы Марии. Центральная арка Ворот Зари крупным планом. В центре между людьми хорошо виден лик Остробрамской иконы и роскошный золотой оклад.

Какая благодарная и вечная память об упокоенных, начиная с 1788 года! Черные мраморные памятные доски с начертанными золотом именами посвящены православным воинам, павшим на полях сражений под Аустерлицем и у Бородино.

Наш любезный и безотказный экскурсовод предложил подняться на колокольню. Ступеньки ведущей наверх винтовой лестницы были разного времени — массивные каменные — старинные.

А к самой верхотуре ведёт винтовая лестница с уже современными с просветами.

В центру застеклённой колокольни подвешен 60-ти пудовый колокол.

отлитый на заводе братьев Самгиных.

На нём есть небольшой скол, который нам предложили подержать в руках, чтобы оценить тяжесть маленького кусочка. Скол на колоколе виден по окислившемуся слою купоросного цвета. Колокол украшен орнаментами и надписями, в медальонах изображены Иисус Христос, Богоматерь с младенцем,

и Николай Чудотворец.

На его верхушке отлита надпись «Воронеж 1990», напоминающая, что перед нами находится копия старинного колокола.

По низу колокола идет выцарапанная надпись «приобретен августа 1900 усердием и старанием священника сей церкви Сергия Смирнова и прихожан…»
Колокола завода Самгиных были известны всей России и всему миру. Завод входил в тройку лучших колокольных заводов. К концу XIX века самгинские колокола звонили в 67-и только московских храмах. В наше время колоколов Самгиных больше за рубежом, чем в России. Один из больших колоколов в храме Гроба Господня в Иерусалиме тоже самгинский. Он звонит во время появления благодатного огня.
Каждому желающему разрешили позвонить. Кто ж откажется? От удара языком о корпус колокола у мужчин получался звук густой и крепкий с преобладанием низких нот. У женщин получалось нежнее и тише.

У окна подвешены малые колокольцы.

Из окна колокольни сделала снимок на расположенную напротив храма часть города.

На снимке противоположной стороны города виден костёл Святой Анны.

На нижнем снимке — наш любезный экскурсовод.

Он говорит на чистом литературном русском языке.
На вопрос:
— Сколько ступенек у лестницы на колокольню? —
ответил:
— Не считал. Знаете, иногда эти знания несут суеверные приметы.
Я подсчитала — ровно 70: 43 — старых и 27 — новых.

На благодарность за экскурсию, засмущался:
— Что вы, что вы, не хвалите.
— Но вы заслуживаете похвалы. Неужели в прелесть боитесь впасть?
— Да, — и застенчиво улыбнулся.

Мы тепло распрощались с нашим экскурсоводом и туристами и поехали перекусить в кафе неподалёку.
В кафе было уютно. Кроме нашего, занятыми оказались ещё два столика. За картофель фри, драники, чай и молочно-фруктовый коктейль заплатили 2.60 евро.

Электренай

В нескольких км от Вевиса находится годок Электренай, один из самых молодых городов Литвы, возникший при советах. В названии слышится слово «электро». Так оно и есть — город построили рядом с самой крупной в Литве тепловой электростанцией. Заехали мы туда посмотреть на озеро. В Литве есть ни много ни мало, а четыре тысячи озер и три тысячи рек и речушек!

На въезде в город установлена модернистская стела — символ Электренай.

А вот и озеро.

Вдали виден городской песчаный пляж с горками-спусками в воду.

Возвращаясь обратно домой, мы поехали не по автостраде, а по параллельно идущей старой дороге, чтобы полюбоваться пейзажами.

Едем через Тракай. В Воскресный день в городке много машин и народу. Местные жители с табличкой «2 евро» выходят и приглашают на парковку к себе во двор.

Слева и справа замелькали озера.

Вот уже и Вильнюс.

Ещё 2 км и я дома!

Поделилась впечатлениями Русланова Валентина.
16 мая 2015 г.

Другие статьи В.Руслановой:
Три усадьбы Тышкевичей в «интерьерах» Литвы
Раудондварис. И снова Тышкевичи
Ярмарки в Литве
Вильнюсская ярмарка Казюкаса
Романтики архитектуры прошлого. На выставке
Дудутки
Жили-были Радзивиллы
Красная Поляна после Олимпиады. Город Горки
Красная поляна после Олимпиады. Роза Хутор
Весна с литовским акцентом
Маркучай (Пушкиновка) — Пушкины
В горах Абхазии или Перемога
Усадьба Тышкевичей в Траку Воке
Сапеги. Дворец и костёл тринитариев

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide

TEXT.RU - 100.00%


Источник: http://kraeved1147.ru/vevis/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



M - Лола Блинова Шитье с нами легко


Вышивка бисером церковь храмы Вышивка бисером церковь храмы Вышивка бисером церковь храмы Вышивка бисером церковь храмы Вышивка бисером церковь храмы Вышивка бисером церковь храмы Вышивка бисером церковь храмы Вышивка бисером церковь храмы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ