Проект для ребенка в мире животныхУчастники   проекта: дети подготовительной  логопедической  группы  «Грамотеи»,  педагог,  родители.


Сроки   проведения:  долгосрочный  —  3,5  месяца   (февраль – май  2015 г.)

«Всякое  познание  есть  движение  от  незнания  к  знанию».

Введение.

Аппликция  —  (лат. applicatio – прикладывание, присоединение)  –  один  из  простых  способов  получения  изображения  в  декоративно-прикладном  искусстве.

 … создание  аппликации  не  накладывает  на  детское  творчество  каких-либо  ограничений,  а,  наоборот,  способствует  развитию  познавательной  деятельности,  наглядно — образного  и  логического  мышления,  фантазии  и  творческих  способностей.

Важно не упустить … «очень удобный момент для того, чтобы сосредоточить внимание  ребенка на тех непосредственных ощущениях, которые он получает сейчас.  Если ребенок сам чем‑то заинтересовался, это особенно легко сделать. Поэтому  очень  важно  не подавлять реакций детей на то, что они видят, чувствуют,  а  усиливать  их,  проявляя  интерес,  удивление  и   т.д.»… (Кольцова  М. М.)

Актуальность.
Актуальность выбранной темы очевидна, так как из года в год,  к сожалению,  увеличивается число детей с  тяжёлыми  нарушениями речи. Это в большей или меньшей степени  отражается во всех видах их  деятельности, в том числе и на познании окружающего мира. Сложность заключается в том, что далеко не все виды животных  и  птиц  доступны  непосредственному  наблюдению,  скажем,  животные и птицы жарких стран.  Вполне естественно, что дети  испытывают  большое затруднение  при  попытке  передать  подобный образ через рисунок или аппликацию.
Эти задачи мы с детьми решали путём предварительного просмотра и обсуждения видео-фильмов  природоведческого  характера, а так же наблюдениями во время специально организованных прогулок. Всё это дало возможность сделать процесс познания для детей  увлекательным, что бы впоследствии  ребенок смог передать полученные впечатления и отношение к  животному или птице в своем декоративно — прикладном  творчестве. Ведь сначала ребенок должен накопить определенное количество знаний  и  умений, а потом уже  учиться  ими  управлять!

Проблематизация.

Мир животных – ярок  и  разнообразен! Огромное  количество животных и птиц обитает в разных природно-климатических зонах и, порою, с ними ассоциируется. Как представить Арктику без белого медведя, тайгу без Амурского тигра,  пустыню без  её  «корабля» — верблюда?

Нужно  постараться  воспитать  бережное  отношение  ко всему живому, обратить внимание детей на взаимодействие человека с живой  природой, т.е. заложить основы экологического сознания. Вместе с тем, не менее важно объяснять  зависимость  внешнего вида животного,  его образа жизни и повадок от окружающих его природных условий.

Рассказы и просмотр  тематического видеоматериала  вызвал повышенный интерес у детей и желание выразить свои впечатления художественным способом. Лучше всего для такой работы подошла аппликация, как один  из  доступных  способов  получения  изображения,  не  накладывающая  каких-либо  ограничений  на  детское  творчество. Поэтому я предложила детям создать альбом  «В мире животных»,  в  который  мы  постепенно  будем  собирать тематические  аппликации из  шерсти.

Возможности  работы  с  шерстью  именно для данной тематики представляются особенно  интересными  благодаря  ее  мягкости  и пушистости. Эти свойства  шерсти  позволяет  наиболее  точно  и  реалистично  передать  образ,   придать  изображению   объёмность и  силуэтность,  дают возможность сформировать свой собственный стиль в творчестве. И это  особенно увлекательно  при  создании  аппликаций  на  темы животного  мира.

Гипотеза   проекта: «Если животные и птицы такие  разные,  то  … ПОЧЕМУ?».

Цель:  воспитание  творческой, интеллектуально  развитой личности,  обладающей художественным  вкусом  и  представлением  о многообразии животного  мира.

Задачи  проекта:

  • познакомить  детей  с  многообразием окружающего мира с  учетом природно-климатических  поясов;
  • развитие у детей  образного мышления,  наблюдательности  и  воображения;
  • познакомить детей  с  декоративно-прикладным искусством,  его  особенностями и  многообразием возможностей, и  спецификой работы с шерстью, с основами знаний в области композиции, формообразования  и цветового решения в декоративно-прикладном искусстве;
  • обучить передавать через прикладное творчество (аппликация)  характерные  черты  внешнего  вида  животных  и  птиц,  в  том  числе и связанные с  сезонными  изменениями;
  • совершенствовать  сенсорный опыт,  развивать восприятие,  представление о важнейших  свойствах  предметов,  их  форме,  цвете,  величине;
  • развитие зрительно-моторной координации и преодоление моторной неловкости,  свойственной   детям  с  ОНР;
  • развитие  коммуникативно-речевых  навыков;
  • закрепление лексических тем в логопедической группе согласно календарно-тематическому  планированию.

Предполагаемые  продукты  проекта:

  • Альбом  «В мире животных»;
  • Коллективная  работа  для конкурса.

Этапы   реализации   проекта

I  этап. Подготовительный.

  • Постановка  проблемы
  • Подбор  наглядных  пособий  (в том числе видеоматериалы).
  • Подбор энциклопедической,  художественной литературы  (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки).
  • Подбор материалов для проведения задания – исследования.
  • Подбор дидактических, развивающих игр по теме проекта.
  • Подбор материалов для декоративно-прикладной  деятельности.
  • Беседы с родителями по теме проекта.
  • Согласование  с  календарно-тематическим  планированием,  выданным  логопедом группы.

II  этап. Деятельностный  (на  основании  разработанной  сетевой паутинки  по  проекту,  включающей  все  направления  развития  ребёнка  (образовательные области).

Образовательная   область «Речевое развитие»

  • Беседы:  «Животные и птицы холодных стран» (арктические пустыни, тундра, тайга);  «Наших лесов»;  «Жарких стран»;  «Перелётные птицы», «Каких птиц мы видим в городе, в наших парках, а каких в лесу».
  • Чтение художественной литературы: Пришвин  М.  «Про птиц и зверей»;       Чарушин  «Рассказы про зверей и птиц»;  Житков  Б. «Рассказы о животных»;  Сборник рассказов о животных  А. Барков; «Азбука  живой природы», «Кто чем поёт»  В. Бианки.
  • Знакомство со сказками: «Сказки о животных»  Л. Толстой;  «Лучшие сказки» В. Бианки.
  • Словесные игры:  Н.А.  Кнушевицкая    «Стихи и речевые упражнения  по теме «Птицы»; И. Новикова «Спорил заяц с барсуком…» , «Что лишнее?» , «Угадай по признаку»,  « Доскажи словечко», «Какое слово отличается от других» , «Назови детёнышей».
  • Весёлая зарядка для пальчиков (тематическая)
  • Логопедические игры: «Назови, чьё это?» ; «Опиши, не называя»

«Социально-коммуникативное  развитие»

  • Дидактические игры:  «Кто едет в зоопарк»,  «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Травоядные  и  хищные».
  • Проблемно-игровые  ситуации: «Что  бы  было,  если  бы  белый  медведь  оказался в пустыне?», «Что  случится ,  если  белочка  не  успеет  сделать  запасы?», «Что произойдет,  если у овечки  не  отрастет  шерстка?»
  • Сюжетно-ролевые игры:   «Мы идём в зоопарк!», «На сельском подворье», «Путешествие в теплые страны»
  • Игра с пением: «Обезьянки и тигр».
  • Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд».

«Художественно — эстетическое развитие»

  • Рисование: «Нарисуй  любимое  животное,  птицу»
  • Ручной труд: «Лепка  из  солёного  теста – «Домашняя  птица»
  • Аппликация:  Из  бумаги;   из  шерсти.

Образовательная  область   «Физическое развитие»

  • Физ. минутки: «Обезьянки» ,  «Аист» , «Бегал по двору щенок»,  «Весёлые  гуси», «Вот летит большая птица».
  • Гимнастика для глаз: «Белка»,  «Кошка»
  • Пальчиковые гимнастики по теме:   животные ,  птицы
  • Подвижная игра с  речевым сопровождением: «Через лес» , «Летает – не летает», «Медведи».

Образовательная   область «Познавательное развитие»

  • Образовательные ситуации:  «Путешествие в жаркие страны»;   «Путешествие в страну льдов»;  «Птичьи голоса»;  «В гостях у леса»;  «Может ли лев жить в Арктике»;   «Чей  голос?»
  • Задание  — подбери картинку: «Кто летает,  прыгает,  плавает,  ползает…»

III   этап. Завершающий.

  • Оформление  коллекции работ :  альбом  «В мире животных»
  • Выставка  поделок
  • Презентация  продуктов  деятельности родителям
  • Экскурсия  в  библиотеку
  • Викторина  «Животные  такие  разные»
  • Обсуждение  итогов  проекта  в  процессе  чаепития  (рефлексия  проектной  деятельности).

Каждое  занятие  в логопедической  группе начиналось с пальчиковой  гимнастики.

С 9 по 16 слайд  представлены  аппликации  диких и домашних животных и птиц в соответствии со средой обитания в природно-климатических зонах.

С 16  по 19  слайд  более  подробно  показано  создание  аппликации  из  шерсти.  Для  занятий  нам  понадобится  :  шерсть  для  валяния,  ножницы,  кисточка,  клей ПВА,  (клей-карандаш),  плотная  бумага  и  …. терпение!

Еще  раз  хочу  заострить  внимание  на  том,  что  каждому  занятию  аппликацией  предшествовало  тематическое  занятие  по  окружающему  миру  и  экологии  с  обязательным  просмотром  видеоматериала  и  обсуждением  увиденного  с  детьми.

 … и  помните :  преимущества  работы  с  шерстью  в  том, что  ребенок  всегда  может  «отмотать»  процесс  назад,  убрать  не  получившиеся  детали.

В  презентацию  вошел  слайд  № 20  с  работами — аппликациями  о  служебных  собаках  на  войне,   посвященных   70-летию    ВЕЛИКОЙ    ПОБЕДЫ!

«… по  официальной  статистике  во  время  Великой  Отечественной  Войны  СОБАКИ —  саперы,  санитары,  истребители танков,  связисты,  разведчики :

—  вытащили  с  поля  боя  около  700  тыс.  раненых;

—  нашли  4  миллиона  мин  и  фугасов;

—  участвовали  в  разминировании  300  крупных  городов;

—  в  боевой  обстановке  доставили  200  тысяч  документов;

—  проложили  8  тысяч  километров  телефонного  провода;

—  уничтожили  300  вражеских  танков.

…. А  было  их  на  войне  около  60  тысяч….

Коллективная   работа  «Кошачий   лемур»  заняла   первые   места   в   трёх  Всероссийских   конкурсах  детского   творчества.   Работы — аппликации на тему  «Служебные  собаки  на  войне»  получили  два  призовых  первых  места.

И  другие  участники  проекта  тоже  не  остались  без  наград!

Итоги проекта

В  рамках  нашей  проектной  деятельности  дети  познакомились  со  сменой  природных  зон  нашей  страны  и  вошли  в  удивительный  мир  животных  и  птиц.  Произошел  перенос  полученных  знаний  в  творчество.   И  что  очень  важно, даже  относительно  пассивные  дети   включились  в  активную  творческую  деятельность.

У  детей  появилась потребность  свободно разговаривать  друг  с другом,  сосредоточившись  на  конкретной  теме!   Постепенно  ребята  становились  заинтересованными  слушателями:   названия  животных  стали  приобретать  вполне  реальные образы…

В  ходе  занятий  был  получен  ответ  на  гипотезу  нашего проекта  о  том,  почему  животный  мир  столь  разнообразен.  Дети  поняли,  что  обитающие  в  каждой  природно-климатической  зоне  животные,  птицы  и  растения  приспособились  к  окружающим  их  природным  условиям.   Это  особенно  хорошо  заметно  по  сезонным  изменениям  во  внешнем  виде  животных,  их  повадкам,  времени  активности   и   сна,   выведении  потомства.  Ребята   пришли  к  выводу,  что  в  природе  существует  тесная  связь  всего  живого  на  нашей   планете.

И   этот   чудесный   мир   нужно   беречь!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фотографии  творческих  моментов  на  занятиях по  аппликации  шерстью

Проект на тему животный мир

Животный  мир  Мадагаскара. «Кошачий  Лемур»

Проект для ребенка в мире животных

Природно — климатическая  зона  пустыни  и  полупустыни. Работа:  Верблюд  — «Корабль  пустыни»

Проект на тему животный мир

Список использованных источников:

  • http://yandex.ru/video/.  — про животных
  • www.youtube.com. — про животных
  • http://www.youtube.com/watch?v=zaRHNT3ZeNw.  — Животные леса для малышей, Учим лесных животных,  Лесные животные для детей.
  • http://www.youtube.com/watch?v=wIwjlQXicVg.  — Домашние животные для детей.
  • http://www.youtube.com/watch?v=pAyIq_mheLQ.  — Домашние птицы и их птенцы.
  • Окружающий мир.  Вохринцева С.  Издательство: Страна фантазий , 2006
  • Абекова  Н.Е   Развиваем  связную  речь у детей  6-7 лет с ОНР.  «Мир  животных»
  • С.И. Карпова  В.В. Мамаева   «Развитие  речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет.  33 лексические  темы».  СПб,  Издательство:  «Речь»
  • Ткаченко Т.А. «Тетрадь для дошкольника Логические упражнения для развития речи.»
  • Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей дете : Популярное пособие для родителей  и педагогов.»  Ярославль:  Гринго, 1996
  • Любимые  стихи . Загадки . Скороговорки . Сост.  Т. Нилова: АСТ-пресс , 1997
  • Методическое пособие. Картотека предметных картинок. Наглядный дидактический  материал.  Автор:  Нищева Н.В.  Издательство  «Детство-Пресс», 2010 г.: «Животные наших лесов, домашние животные и их детеныши»  — «В мире животных» наглядно-дидактическое пособие.:
    Окружающий мир. Птицы.  Дидактический материал. Окружающий мир животные Африки. Окружающий мир. Дикие животные.
  • Наталья Русланова. «Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей  5-7 лет.  Животные» . Издательство: АРКТИ.
  • Шорыгина Т.А.  «Знакомство с окружающим  миром».  «Домашние  животные какие они?» , Издательство : «Гном»,  2011:  Беседы о степи и лесостепи.  Методические  рекомендации. Какие звери в лесу?  Знакомство с окружающим  миром. Беседы о русском лесе.  Методические  рекомендации.
  • «Зима в лесу» ;  «Весна в лесу». —  Объёмное  лото.  ООО «Умная бумага».

 

Автор: Зорина  Галина  Владимировна, воспитатель  ГБОУ  Гимназия  «Свиблово»
г. Москвы,  учебный  корпус  507, г. Москва,  РФ.

Статья размещена в авторской редакции


Источник: http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/poznavatelno-tvorcheskij-proekt-mir-zhivotnyx-kakoj-on.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Наборы и товары для рукоделия Интернет Поделки по всему миру


Всё для валяния из шерсти спб Всё для валяния из шерсти спб Всё для валяния из шерсти спб Всё для валяния из шерсти спб Всё для валяния из шерсти спб Всё для валяния из шерсти спб Всё для валяния из шерсти спб Всё для валяния из шерсти спб

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ