Закрыть ... [X]

О конфликтах в семьях, происходящих от самолюбия и разных страстей

(4.1. О разных видах праздности членов семьи)

Здесь можно скачать этот текст >>> в формате Microsoft Word ( 132 Kb)

Составитель Ника

Раздел 5: О способах проведения свободного времени, или о праздности
  Недовольными отдыхом ближнего могут быть как жены, так и мужья, но обычно все они хотят отдохнуть и как-то развлечься
    К праздности склоны все грешные люди
    Примеры типичных недовольств тех, кто осуждает развлекающегося ближнего
    Примеры недовольств тех, кому мешают отдыхать и развлекаться
    Конфликты происходят в основном потому, что каждый самолюбивый грешник желает отдыхать и развлекаться
5.1. Об отдыхе и праздности
  О естественной потребности в отдыхе после утомления и после трудов
  5.1.1. Основные признаки искажения естественного отдыха грехом
  Отдых может быть не после усталости, но грешник склонен прикрываться ею
  Отдых, когда еще есть дела, которыми нужно или можно заняться, но одолевает лень
  Грех, когда человек отдыхает в то время, когда ближний работает
  Дела мирские и хозяйские не оставляют времени для необходимого отдыха и для духовных деланий
  Плотоугодливый и самолюбивый человек отдыхает порочным или бесполезным способом, и даже не знает, как по-другому можно отдыхать
  5.1.2. О страсти каким рукоделием можно заработать денег праздности, как любви к развлечениям
  Праздность относится к греховным порокам и страсти уныние
  Праздности предшествует маята и скука
  Мир очень любит праздность и веселье
  Многие христиане также любят развлекаться
  Ответы святых отцов на недоумения, что плохого в развлечениях
  Праздность – одна из сетей диавола
  Праздность связана с другими страстями
  Стремление к праздности показывает духовную пустоту и желание идти по легкому жизненному пути
  О некоторых пагубных плодах праздности
  Христиане не должны праздно проводить свободное время, и особенно в привычных для неверующих людей способах досуга
5.2. О праздности, как стремлении развлекаться вне дома
  Примеры разногласий и недовольств, когда ближние проводят свободное время вне дома
  Святые отцы о том, что некоторые празднолюбцы стараются как можно меньше быть дома
  Христианское учение о том, что христиане должны проводить свободное время дома с семьей
  Примеры о том, почему люди любят или не любят находиться дома и о том, что некоторым скучно жить с другими людьми
  Для людей, у которых страсть праздности в силе, пребывание дома кажется скучным и тягостным
  5.2.1. Святые отцы о посещении христианами общественных увеселительных мероприятий
  Христиане не должны посещать публичные зрелищные мероприятия
  Святые отцы о праздновании некоторых мирских праздников, ставших обычаем
    Христиане не должны следовать мирским обычаям, и особенно в отношении различных праздников и развлекающих мероприятий
    Об обычае праздновать Новый год
    О праздновании языческого праздника Масленица в Сырную седмицу
  О разнице в духовном и мирском праздновании
  О том, что не следует христианам посещать мирские театры и подобные зрелища
  О том, что христиане не должны посещать и смотреть мирские концерты
  Если христианин хочет быть истинным рабом Божьим, то не должен быть слугой диавола в деле развлечений

    Оглавление    Раздел 5: О способах проведения свободного времени, или о праздности


   В этом разделе речь будет идти о том, что делают или хотят делать люди, когда они отдыхают, а точнее сказать речь будет идти о праздности, от которой происходит немало конфликтов в семье.

    Оглавление    Недовольными отдыхом ближнего могут быть как жены, так и мужья, но обычно все они хотят отдохнуть и как-то развлечься
   Прежде чем приводить примеры и поучения, как выражается страсть праздности, скажем о типичных поводах к конфликтам в семье. Они происходят от недовольств тех, кто не отдыхает, и тех, кто отдыхает. Конфликтных ситуаций в разных семьях великое множество и обо всех сказать невозможно, но мы все же выделим основные.

    Оглавление    К праздности склоны все грешные люди
   Но вначале заметим, что праздность есть и у тех, кто много трудится по дому, и у тех, кто ленив и ничего не делает. Но у тех, кто много трудится, она не главная страсть, т.к. основное время они проводят в трудах и на отдых и праздность у них мало времени. И это еще одно утешение тем, кто устает от служения ближним.
   Иннокентий Пензенский (Слово в день рождения импер. М.Ф.): «Продолжительный труд с обильными каплями пота воспрепятствует всем прихотям плоти. Земледелец, весь день раздиравший плугом ниву свою, утомленный от зноя и жажды, не будет суетиться о вечерних уборах, увеселениях, не помыслит о пышности и привлекательностях ложа. Воин, до истощения сил противоборствующий врагу, весь покрытый пылью, с потом смешанною, забывает все, всем пренебрегает, кроме сухого куска хлеба и для подкрепления сил краткого сна. Случалось ли и нам весь день провести в трудах или несколько раз обливаться потом? Если случалось, то мы знаем, что случается после трудов. … Припомним, что полезные труды наши должны быть неусыпны. Плоть тогда только засыпает от власти своей, когда тяжестью трудов обременяется. Она, как злобный и хитрый неприятель, тогда лишь не воюет, когда оковы тяготят руки и ноги».
   Феофан Затворник (Письма, п.119): «То, что у вас времени недостает по причине хлопот и семейных и вне семейных дел тоже милость. Кому всё некогда, тот не имеет, когда поскучать от праздности и безделья; не имеет вместе и опасности, какой подвергаются праздные».

   (Думаю, что после прочтения этой темы, многие трудящиеся люди убедятся, что им оказана милость Божия тем, что у них есть их попечения о доме и семье, потому что это хранит их от страсти праздности, которая губительна для спасения души)
   Но всё же практически все современные люди в той или иной мере праздно проводят свободное время. Большинство людей признают, что они хотят развлекаться и отдыхать и считают, что имеют на это право, не задумываясь ни о грехе и страстях, ни о пагубных духовных плодах своего отдыха.
   Те же, кто много трудится по дому, могут считать, что у них нет страсти праздности, хотя она все равно в них действует и зачастую таким способом, о котором они даже не догадываются. Также у некоторых трудолюбивых женщин, которые устают от многих домашних и не домашних забот и дел, нередко бывает так, что нужные и полезные дела перемешаны с делами суетными и ненужными, или дела делаются без рассудительности и с забывчивостью, а иногда и по гордости и тщеславию или с празднохождением. И люди настолько привыкли жить так, что падая от усталости, считают, что у них нет ни минуты свободного времени. На самом же деле свободное время у них есть или может быть, если внимательно посмотреть на свой порядок ведения дел и, рассудив, изменить его.
   И, несмотря на то, что далее в основном приводятся примеры возмущений от жен по поводу отдыхающих мужей, но многими и многими женщинами руководит страсть праздности.
   А вот как, например, говорит христианское учение о том, что неработающие ленивые и материально обеспеченные женщины склонны к скуке и лукавой усталости.
   Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-й запов., грех: Безучастие и несочувствие к трудам мужа): «Уклонение от попечительности по дому (не говоря о потерях экономических) не приносит пользы здоровью, вредно отзывается и на нравственной стороне жены. Да, неделовая, не занимающаяся домом и хозяйством, жена частью и нравственно падает. Она склонна к праздности, к болтливости, к пересудам и к тому, чтобы ходить по чужим домам (Тим.5.14)».
   Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.2, гл.2): «Если не имеющая детей женщина не относится к своему положению духовно, то она страдает. Как же я намучался с одной женщиной, не имевшей детей! Муж этой несчастной занимал высокий пост. Ей принадлежало несколько домов, которые она сдавала внаём. Кроме того, у них был большой дом, в котором она жила с мужем, взявшим за ней в своё время немалое приданое. Но всё ей было в тягость: и на рынок сходить, и пищу приготовить... Да и не умела она готовить-то. Сидя дома, звонила в ресторан и оттуда ей приносили готовые кушанья. Всё у неё было, однако она терзалась, потому что ничего её не радовало. Целыми днями она сидела дома: то ей было не так, это — не эдак. Одно делать скучно, другое — тяжело... Потом её начинали душить помыслы, и она была вынуждена пить таблетки. Её муж брал работу на дом, чтобы ей было повеселей, а она, не зная, чем убить время, стояла у него над душой. Конечно, она надоела этому бедняге: ведь, помимо всего прочего, человеку надо было и работу выполнять! Встретившись с ней, я ей посоветовал: "Не сиди ты целыми днями дома! Ведь так ты совсем заплесневеешь! Сходи в больницу, посети больных..." — "Да куда я там, отец, пойду? — ответила мне она. — Разве мне такое дело по силам!" — "Тогда, — говорю, — сделай вот что: как придёт время читать первый час, читай его, потом в свое время читай третий час и так далее. Положи и один-другой поклончик..." — "Не могу", — отвечает. "Эх, — говорю, — ну тогда берись-ка ты за Жития Святых". Я велел ей прочитать жития всех женщин, достигших святости, чтобы что-нибудь из прочитанного запало ей в душу и помогло. С превеликим трудом удалось вернуть её в нормальную колею, чтобы она не докатилась до сумасшедшего дома. Эта женщина привела себя в совершенную негодность».

   А о том, что к праздности склонны многие современные мужчины, которые ничего не делают по дому и пользуются всем готовым в семье, мы увидим на примерах.
   Бл. Августин (Христианская наука…, кн.2, ст.8): «…(тот кто) все имеет готовое, тот часто вянет от скуки и бездействия».
   В общем же:
   Блж. Феофилакт (Толкование на 1-е посл. к Тимофею …, гл.5): «…праздность неприлична не только мужчинам, но и женщинам»,
   то поэтому мы поговорим о праздности подробно.

    Оглавление    Примеры типичных недовольств тех, кто осуждает развлекающегося ближнего
   Отдыхом ближнего обычно бывают недовольны те, кто трудится и не отдыхает или не развлекается. Мы сейчас не будем говорить о возможных благих христианских переживаниях за ближнего, потому что у грешного человека нет поистине чистых и благих мотивов, и если они и есть, то всегда переплетены с самолюбивыми. Тем христианам, которые любят прикрывать свои недовольства и осуждения других людей благими мотивами, например, о спасении другого или переживаниями о его грехах, заметим, что не всегда возмущающийся или побуждающий праздного и ленивого человека к труду действует по добродетели и праведному мотиву, например, приучить лентяя или эгоиста к труду или исправить его неправость; а им часто руководит осуждение, обида, саможаление или зависть. («Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк.14, 35)) И опять напоминаем, что читая этот материал, надо стараться видеть свои грехи и ошибки.
   Далее выделим основные страстные причины недовольств об отдыхе другого, но часто они проявляются вместе.
   Так, недовольство часто происходит от зависти и обиды, т.к. недовольные сами хотят так же развлечься и отдохнуть, особенно если они что-то делают для общих нужд или для того, кто развлекается. Например, если жена что-то делает по дому, а муж развлекается или спит, то жена может обижаться, злиться или ей жалко себя, потому что ей тоже хочется отдохнуть или развлечься. И вот как, например, открыто говорят некоторые женщины о своей зависти и обиде.
   Интернет – источники: 1) «Жили мы дружно и весело, ходили в бары, рестораны, собирали друзей по выходным, играли в волейбол – в общем, вели достаточно активный образ жизни. Вся наша веселая и активная жизнь накрылась … после известия о моей беременности. Я наложила табу на все развлечения, а вот муж не захотел мириться с жизненной рутиной. Он продолжал жить так, точно ничего не произошло. Я стала ему завидовать. Разве это справедливо? Я сижу дома, вяжу пинетки, а он по-прежнему развлекается с друзьями в боулинге? Ну как тут быть?» 2) «Я очень обижаюсь на мужа, когда он ходит один на праздники, в баню с коллегами, в гости и.т.д. … Я сижу дома одна с детьми и плачу, а он где-то развлекается. Причем прекрасно знает, что я переживаю и хочу, чтобы он был дома со мной и с детьми. Прекрасно понимаю, что обида непродуктивное чувство, что от моих слез ничего не изменится, и что я только себя накручиваю, но так тяжело, что я иногда могу проплакать несколько часов подряд. Пробовала с ним поговорить, он отвечает: «Я бы тебя взял с собой, но что делать, если нам не с кем деток оставить»». 3) «Вот всё у меня хорошо. Но бывает так, что муж идёт в гости на день рождения, или просто встречается с друзьями, а я остаюсь дома с детьми... И как-то тяжело я это переношу. Муж реагирует просто. Мол, я бы тебя взял с собой, но дети!!! И конечно, если одного ребёнка можно пару раз в месяц справить бабушке/дедушке, то с двоими посложнее будет. Да и не пустить его не могу. Я ведь не "собака на сене". Понимаю, что с друзьями общаться надо. Но понимать понимаю, а когда он уходит как-то не по себе становится. Вроде бывает это очень редко. Но если днём, когда он на работе, я занята домашними делами, то вечером без него всё не так». 4) «Муж мне помогает по мере возможности, но в то же время он очень сильно мне усложняет жизнь. Мы ссоримся из-за того, что он всегда разбрасывает свои вещи, а меня сильно раздражает бардак. А еще он часто валяется на диване или сидит за компьютером, в то время как я убираю и одновременно развлекаю дочь. Вообще обидно, что он отдыхает больше меня, но он считает, что он работает и этого достаточно и ему нужен отдых. Ночью он ребенком вообще не занимается и злится если мы его случайно разбудили, а то, что я всю ночь иногда не сплю, это он считает нормально, потому что я дома и не могу устать по его мнению». 5) «Муж на выходные любит выехать с палатками примерно один, иногда два раза в месяц с друзьями, только летом. Конечно, меня с ребёнком всегда зовёт с собой, но отдых с моим ребёнком - это не отдых. А бегать за ним с утра до вечера по лесу как-то не хочется. Сына с отцом я, естественно, не отпущу, маленький ещё, да он и не возьмёт. Я так понимаю, что нормальный отец должен меня с ребёнком загород вывозить, а не самому ехать отдыхать. У нас дачи нет, и сын второе лето в городе. Вот сижу и злюсь, так как в последние выходные лета он опять хочет уехать!». 6) «Ситуация наверно типичная для многих молодых мам... Я два года (!!) нигде не отдыхала с друзьями и знакомыми. То беременная ходила, то потом родила и с ребёнком год сидела и продолжаю сидеть... Меня поначалу звали отдыхать, я всё отказывалась и отказывалась... не было возможности... Муж меня одну не отпускал, а со мной не хотел идти. Не хотел развлекаться с моими друзьями (хотя друзья у меня классные, не алкоголики, очень даже цивилизованные и интересные люди). Ну и меня перестали приглашать... А сам муж за эти два года развлекался со своими одногруппниками (он ещё в институте учится): в бильярд несколько раз ходили, в кинотеатр, в рестораны. А сегодня поехал с ними купаться!!!!!! А я всё сижу и сижу дома с ребёнком... Я не ревную мужа. У меня просто какая-то обида! Зависть! Мне обидно и завидно, что его везде приглашают, он… развлекается, а я дома сижу. Купаться поехал!!!! Я тоже хочу!!! Уже несколько раз говорила ему, что я чувствую. Просила его потерпеть, нигде пока не отдыхать без меня, чтобы мне обидно не было... Он не понимает меня, обижается на меня, злится и всё равно едет и отдыхает со своими приятелями. Вот такие пироги... обидно мне... Я тоже хочу отдыхать!!!».
   Поводом к конфликту или недовольству может быть и то, что одному не нравится способ развлечения, потому что он считает его, например, вредным, бестолковым (и зачастую это так и бывает) или просто не интересным, или потому что он не хочет развлекаться и отдыхать так, как это делает ближний, а хочет по-своему.
   Интернет – источники: 1) «…как не жалко взрослым людям сидеть регулярно периодически вечерами играть в игрушки?? В жизни столько всего интересного, но более бестолковое занятие, чем компьютерные игрушки сложно даже придумать. Это ж просто пустая трата времени??..». 2) «Муж каждые выходные идёт пить пиво, и мы часто из-за этого ругаемся». 3) «Есть в нашей семье одна проблема – мы не умеем проводить время друг с другом. Нам вместе элементарно просто нечем заняться! Я прихожу с работы, иду на кухню готовить ужин, параллельно занимаюсь другими домашними делами. Женя в это время сидит у компьютера, играет в свои «стрелялки» или смотрит какие-то ролики в соцсетях. За вечер перекинемся несколькими фразами, расскажем друг другу, как прошёл день, что-нибудь быстренько обсудим, и опять каждый занимается своими делами. Он – утыкается в компьютер, я в ноутбук – весело!! Посмотреть вместе какой-нибудь фильм мы не можем, потому что у нас совершенно разные вкусы. Женя любит что-нибудь про шпионов или вампиров, а я такое на дух не переношу, мне бы драму какую-нибудь про любовь… Сходить куда-то вместе тоже не получается. Например, муж хочет покататься на коньках, но я отказываюсь, потому что не умею и вообще мне это не интересно. Я бы, скажем, не отказалась поиграть в боулинг, но тут упирается муж: «Не моё это и всё!». Да и сами понимаете, по развлекательным заведениям особо не находишься, это ж столько денег надо! Если предлагаю съездить куда-нибудь на природу, по тому же лесу погулять, Женя воротит нос, мол, была бы машина, он бы поехал, а своим ходом не охота. И вообще прогулки он не очень любит. Говорит, что без дела по улицам шататься? По магазинам хожу одна, потому что муж уверен, что шоппинг – не мужское занятие. А, скажем, на рыбалку, он ездит один, без меня, потому что уверен, что женщинам там делать нечего». 4) «Нам с мужем не интересно вместе. К чему приведет? Женаты 8,5 лет. Двое детей. Последние 5 лет я не работаю. Ловлю себя на мысли, что нам не интересно друг с другом. Нам не о чем поговорить. У нас разные взгляды на отдых, разные интересы, у нас нет ничего общего кроме детей. Но они вырастут и что тогда? И так паршиво от всего этого в последнее время. Отдыхаем по большей части по отдельности. В прошлые выходные были на дне рождении у подруги. Первый раз где-то вместе с общими друзьями за последние несколько лет. Так он был сам по себе, я сама по себе. …Я хочу и жизнь свою разнообразить, и что бы в этой жизни муж присутствовал. …Совместно всей семьей ездим на дачу. В прошлом году были на море… По поводу прошедшей поездки на море, только сказал, что было нормально. Это была единственная характеристика. Весь отдых активно возился с детьми, как со своими так и с чужими. Каждый день около нашего номера была толпа детишек, которые приходили к нему. На меня с его стороны было ноль внимания. Он каждый свой отпуск старается ездить в Красноярск пообщаться со своими бабушкой и дедушкой, ну, и по скалам полазить, а я высоты панически боюсь. …Я, кстати, на рыбалку отчаянно хочу уже года три. И самой сходить и детей сводить, но супругу это категорически не интересно. Так что пойдем опять отдельно. …Муж увлекается компьютером и машинами (это его хобби и работа)… Я много читаю, делаю своими руками домашние украшения, люблю этническую музыку, всякие восточные направления нравятся, обожаю за грибами ходить, когда сезон. Как-то не совпадаем мы». 5) «Сегодня очень редкий день, когда муж дома, не по своим делам катается. Мы дома вместе. И мы мешаем друг другу. Нам абсолютно не интересно друг с другом. Сегодня ночью муж… решил вывести меня на дискотеку, раз не уделяет мне времени. Ну, я не очень хотела - ну так поехала - там еще друзья были (это больше друзья мужа, хотя раньше я их любила, сейчас понимаю, что в их компании чувствую себя не очень комфортно - хотя это единственная компания, где комфортно мужу). Приехали на дискотеку - муж мне выделил денег и сказал - туси. А сам сидел за столом весь вечер, и не хотел танцевать. В общем, спасибо ему, конечно, что он старается, но абсолютно никакого удовлетворения и удовольствия от общения с ним не получила. Ноль. Больше удовольствия получила, когда до этого смотрела с толпой своих друзей футбол (без мужа). В общем, у нас разные цели в жизни (все, окончательно расставились точки, что отдыхать я езжу одна - у него другие приоритеты, а для меня отдых очень важно). Все чаще думаю, что живем параллельными жизнями, параллельными интересами, он меня все чаще раздражает, мне проще от него ничего не ожидать и быть самостоятельной. Не понимаю, для чего он мне нужен».
   Итак, в данных примерах хорошо видно, что и муж и жена любят отдыхать и развлекаться, и конфликты происходят потому, что у одного есть такая возможность, а у другого силу обстоятельств ее нет, или потому что у супругов разные виды увлечений и развлечений.
   Также распространенным недовольством является то, что развлекающийся не уделяет внимания супруге(у) и детям. Но зачастую в нем есть и то, что было сказано выше.
   Интернет – источники: 1). «…помогите, что мне делать? Я не могу оторвать мужа от компьютера, с утра и до вечера он сидит и не обращает ни на меня, ни на дочь никакого внимания, на этой почве одни скандалы, он стал агрессивным, все время матерится. Как спасти брак?» 2). «Муж работает на 2-х работах, поэтому с нами не проводит время (интереса пообщаться с ребенком вообще не наблюдаю), но деньги приносит. Заметила, что пристрастился с друзьями в бильярд поиграть. Сегодня вернулся в 4 ночи. Я ему не звонила, что-то с моим телефоном. Никаких извинений я не услышала, оправдывался тем, что ему отдыхать надо раз в неделю с друзьями, со мной местами поменяться готов (я на 2-х работах а он с ребенком дома)» 3). «Муж хороший, любит нас, уважает, не обижает. Но... стандартная история: придя домой "залазит" в свой любимый уголок дивана и смотрит телевизор, потом сон. Дочка бегает кругами, хочет внимания, поиграть, но он не реагирует, мол, устал. Я не пилю, понимаю его усталость, депрессию (есть финансовые проблемы и не та работа, которую хотел). За деньги тоже не пилю, наоборот он себя пилит, я утешаю: "все будет хорошо". Я бы и дальше молчала и дальше ждала "когда все будет хорошо", но было три дня выходных, первый день - спал, понимаю, проснулся, собрался к моему отцу, пришел под градусом, снова телевизор, сон. Второй день не отличался, и я не выдержала, говорю: мы хотим побыть с тобой на выходных, хотим внимания, можно поиграть с дочкой, а он: давай вместе посмотрим телевизор.... Меня всю переколотило, говорю, может мне купить чекушку, подать закуски и ты тогда будешь проводить свободное время с нами, а не с моим папой? В ответ смешок и "Я не против". На этом я остановилась, думала дошло, но нет... На третий день все повторилось. Мне очень жалко дочку, хочет минимум как внимания отца. Жалко себя, хочется его любви. Не хочу пилить, не хочу выбрасывать телевизор и диван, не хочу принуждать, хочу, что бы он сам понял важность того, что нужно уделять внимание родным».

    Оглавление    Примеры недовольств тех, кому мешают отдыхать и развлекаться
   Также конфликты бывают от реакции того, кто отдыхает и развлекается. Как правило, он недоволен тем, что его или о чем-то просят, или ему мешают развлекаться и отдыхать.
   Интернет – источники: 1) «Очень не люблю ситуацию, когда мне приспичит что-то то по телеку посмотреть, а кто-то присутствующий рядом громко разговаривает, не думая о том что мешает мне. Тогда я начинаю сильно раздражаться и тоже кричать».. 2) «Я всегда работаю вне дома, с 5 вечера до 1 ночи. Когда я прихожу домой, я говорю жене приготовить еду и она делает это. Но потому, что она и я живем в одной комнате с моими детьми, которых у нас двое, когда я сижу за компьютером или смотрю телевизор, она сидит и кричит потому, что она хочет спать. Но когда я вне дома, почему она не спит и отдыхает?! Каждый день так. Что следует делать? Должен ли я развестись с ней или как?» 3) «Мой муж человек очень гордый и самоуверенный. Он никогда не признает свои ошибки. …Он часто упрекает меня в том, что я в чем-то его ограничиваю. Говорит, что хочет, например, пива с друзьями попить на улице, а я ему не даю. Я, конечно, может быть и перебарщиваю иногда, но мне просто хочется проводить с ним как можно больше времени. Тем более недавно у нас родился ребенок, мне нужна его помощь. А он говорит, что женщина должна с ребенком сидеть, а мужчина гулять... Ну вот как быть?». 4) «Мне 26 лет. Все началось полгода назад, когда я родила ребенка. У меня была очень активная насыщенная жизнь, интересная работа, путешествия, друзья, учеба и много чего еще. С появлением ребенка мне пришлось сидеть все время с ним дома, изо дня в день выполнять одни и те же примитивные вещи, проснуться, накормить, помыть, погулять, накормить… Мама живет в другом городе… У мужа бизнес, он очень занятой человек, тем более он категорически не хочет заниматься ребенком, считает, что это полностью обязанности матери по крайне мере первые годы жизни. Последнее время мне не интересно проводить с ребенком время, скучно и надоело сидеть дома. Я не могу пройтись по магазинам, не могу поехать отдыхать, не могу выйти на работу, ходить с подругами в кафе, когда захочу. Я ничего не могу. Кажется, я начинаю ненавидеть себя за то, что во мне накипает какая-то злоба к ребенку, мне даже иногда на полном серьезе кажется, что это не мой ребенок, и кто-то сейчас, наконец то, придет и его заберет. Я понимаю, что он ни в чем не виноват, что надо было ранее самой думать о последствиях, но это чувство невыносимой агрессии ко всему окружающему нарастает с каждым днем. Мне хочется уйти из дома и больше не возвращаться туда. Вспоминаю, те моменты жизни, когда я была свободна и не от чего не зависела и мне так хочется все вернуть. Пожалуйста, помогите». 5) «Муж мешает сидеть в инете… А вам кто-нибудь мешает? Ответы: 1. Муж мешает, орет отдай комп, вырубал уже (провод дернул). Хотим два инета поставить. 2. Нет, никто не мешает - сразу всех посылаю…, боятся подходить потом. 3. Дочка тоже мешает, зудит под ухом, что пора ей место уступать. Муж мешает, орет, что я не даю ему спать или телевизор смотреть (печатаю громко). Да все мешают! 4. Постоянно кто-нибудь бегает и орет: "Ну, мам, ну дай поиграть, ты уже 20 минут тут сидишь!" После пятого захода начинаешь звереть. 5. Детей спать, мужа к холодильнику, животных запереть в ванной - и красота!!! никто не мешает! 6. Жена ворчит постоянно, что у меня крыша поедет от компа, а сама от телевизора не отходит». 6) (Гнев на то, что человеку мешают развлекаться, может доходить до страшных трагедий, например) «Киевский районный суд Харькова приговорил к 15-ти годам лишения свободы местного студента-третьекурсника. Парень убил мать и бабушку за то, что те не давали ему играть в компьютерные игры и заставляли устроиться на работу».
   Нельзя не сказать, что ссор об отдыхе и развлечениях может не быть, например, если оба человека смотрят один и тот же фильм или программу; или если близкие, хотя и не увлечены одним и тем же, но развлекаются в одно и то же время, например, один гуляет со своими друзьями, а другой гуляет по магазинам; или вместе спят до обеда, или в доме два компьютера или телевизора. Но это не значит, что в семье все хорошо и там нет места страсти уныния, и ими правит истинная любовь и согласие. Нет, просто у каждого есть страсть праздности, и мир между людьми только потому, что страсть одинаковая, и никто не мешает ее удовлетворять. И, конечно конфликтов не будет, если они оба работящие, или один из них смотрит снисходительно на отдых другого.

    Оглавление    Конфликты происходят в основном потому, что каждый самолюбивый грешник желает отдыхать и развлекаться
   Самое же главное на что хочется обратить внимание после прочтения вышеприведенных примеров, так это то, что жен, в основном, волнует их отдых и развлечения, и они ждут от мужей, что те удовлетворят их желание развлекаться. А мужья, в свою очередь, имеющие большие возможности отдыхать и развлекаться как они хотят, всячески пользуются этим и отстаивают свою страсть. И те, и другие не только гневаются, обижаются и конфликтуют, но еще и хотят исправить своих супругов, чтобы те поступали так, как это приятно, выгодно и удобно им. Напомним, что так действует плотской ум, решающий какие-либо задачи так, чтобы было хорошо своему самолюбию и страстным привычкам, и чтобы исправить другого, а не себя. А таким способом невозможно прийти к согласию и решить проблему. Но даже если в семье будет один, который начнет исправлять себя и свое отношение, в данном случае, к отдыху, то это не значит, что другой, который даже и не собирается менять себя и свои привычки, также исправится, и будет истинный мир в семье.
   В отношении же тех ситуаций, когда муж развлекается, а жена сидит дома с детьми, нельзя говорить, что грехом является то, что он не берет с собой жену, потому что лучше быть с детьми и дома, чем развлекаться; и тогда хотя бы жена не грешит, конечно, если не будет злиться, обижаться и завидовать. Но это трудно понять плотскому человеку, т.к. его самого гложет страсть праздности, но у него нет возможности ее реализовать.
   И хотя людей волнуют проблемы отдыха именно с этих сторон, мы не будем говорить на эту тему, потому что изначально неверно то, что и те, и другие считают, что развлекаться это хорошо и правильно, и проблему только видят в том, как развлекаться и с кем. Мы же будем говорить о страсти праздности, как об отдыхе и развлечениях с разных сторон, чтобы увидеть, в чем мы, христиане, грешим относительно отдыха, а также, что, не зная законы действия страстей и не имея цели очиститься от них, мы еще и конфликтуем с родными о совместном отдыхе и развлечениях. Также мы приведем поучения святых отцов, но не о том, что оба супруга должны вместе развлекаться, а о том, что супруги – христиане должны проводить всё свободное время дома.
   Эти беседы будут полезны тем, кто желает спасения и кто стремится познать свои страсти и грехи. Тем же, кто желает получать в этой жизни удовольствия и как говорят «вести активный образ жизни» и развлекаться с ближними, эти беседы могут быть непонятны и вызвать недоумения и возражения. Но верим, что Господь поможет всем познать истину и исправить свои худые привычки и нравы.
   Но для тех, кто все же желает понять правильно или нет делает ближний, который отдыхает, как ему хочется и не учитывает интересы другого человека, скажем, что действительно он поступает не правильно. И делает он этому всё по той же причине, о которой мы говорим в наших беседах – от своего самолюбия и эгоизма, которые хотят только себе удовольствия, корысти и чести.
   Феофан Затворник (Письма, п.185): «…эгоизм, самость, самоугодие, саможаление, - все делать для себя, в свое удовольствие, в свою выгоду и в свою честь».
   Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения, ч.1,В,в,бб): «Все порочные расположения или все нравственное зло истекает уже из самолюбия… Первые порождения самости суть… жажда наслаждений и удовольствий всесторонних».
   Паисий Святогорец (Страсти и добродетели, разд.1, ч.1,): «Смотришь, один по себялюбию ищет для себя удобств и комфорта и не считается ни с кем».

   Самолюбие же в данном случае проявляется через страсть уныния, т.е. лени и желании развлекаться.
   А то, что супруги хотят отдыхать отдельно, также говорит о самолюбии и эгоизме, потому что в любви естественным является то, что любящий всегда стремится быть вместе с любимым.
   Бл. Августин (О порядке, кн.2, сост.1): «Что такое любовь, как не желание быть единым с тем, кого любишь?».
   Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, §342): «Любящий с любимым всегда совокупно и неразлучно быть желает. …Так друг с любимым своим другом всегда хочет быть неразлучно, не только в счастье, но и в несчастье».
   Феофан Затворник (Сборник слов, посвященных Богоугодной жизни вообще, ст. О любви к Богу: какие признаки ее): «Кто кого любит, тот охотно спешит туда, где надеется или встретить самого любимого и близких к нему, или получить весть о нем…».

   Только не стоит думать, что всеми теми женщинами, которые жаловались, что они хотят быть вместе с мужьями, руководит истинная любовь. К сожалению, грешник еще может стремиться к другому человеку по обстоятельствам (например, приходится жить вместе, потому что негде, или приходится вместе идти в гости к родителям); или может стремиться тогда, когда ему будет выгодно (например, жить с мужем потому, что он зарабатывает деньги, или с женой, чтобы мужчину обслуживали, или идти в гости вместе, чтобы показать, что у меня в семье все нормально); также грешник может стремиться быть вместе, только потому, что нет рядом другого человека, с которым бы можно было провести время или создать семью и т.д. и т.п.
   Более мы не будем говорить о том, кто и с кем должен отдыхать и развлекаться, а перейдем к вопросу о том, что движет людьми, стремящихся к различным развлечениям и как люди обычно проводят свободное время.

    Оглавление    5.1. Об отдыхе и праздности
   Далее кратко скажем о естественной потребности человека в отдыхе и о том, как ее исказил грех.

    Оглавление    О естественной потребности в отдыхе после утомления и после трудов
   Всем известно, что отдых бывает телесный и душеный. Телесный отдых - это естественная потребность человека, при которой организм восстанавливает силы.
   Феодор Студит (Наставления, 272): «…тело наше, трудясь в продолжении целого дня, утомляется и изнемогает, и требует отдыха и подкрепления».
   Феодор Студит (Наставления, 208): «…целодневное напряжение усилия в труде и внимания обыкновенно порождает потребность в некоей льготе».
   Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.20): «…трудящемуся же натурально желать отдыха».
   Феофан Затворник (Примеры записывания добрых мыслей…, 69): «…тварные, не могут держать себя в постоянном напряжении без истощания и отдыха».
   Нил Синайский (К монаху Агафию, отд. 51, гл.6): «…труд должен быть соразмерен с силами, и за трудом следовать отдых, достаточный к восстановлению утомленной силы, чтобы к новым трудам приступала она уже обновленною и укрепленною».
   Симеон Новый Богослов (Слова, сл. 5): «Видим, что человек, чрез преступление заповеди Божией сделавшись тленным и смертным, естественно алчет, жаждет, хочет спать, утомляется, чувствует холод и зной, потому невольно ест, пьет, спит, отдыхает, одевается и раздевается, хотя бы и не хотел того, и ни одного нет человека, который бы мог вытерпливать алчбу и жажду и прочее, исчисленное пред сим, разве только с великим самопринуждением и самостеснением. Так и чувство потребностей сих бывает у человека и удовлетворение их совершается им не по воле его, естественно».

   Но не только отдых бывает после утруждения; отдыхать человек может и не обязательно после усталости, а просто после окончания необходимых работ, когда наступает свободное время. Вообще понятие «отдых» у большинства людей имеет два основных значения – отдых после усталости, и отдых как развлечение.
   В отношении телесного отдыха можно сказать, что по естеству он может быть с разными степенями активности: со сниженной активностью (например, когда человек просто лежит или сидит и телесно не напряжен) или с прекращением ее (когда спит), или с телесной нетрудовой активностью в разной мере (например: танцы, спорт, рукоделие и т.д.).
   Относительно душевного отдыха следует отметить, что во время телесного отдыха душа все равно активна, т.к. ей не присущ покой.
   Немесий Эмесский (О природе человека, гл.2): «…душа, всегда движущаяся по природе, не может по природе придти в состояние покоя, потому что покой есть погибель для души, как и для всего постоянно движущегося».
   Иоанн Златоуст (т.9, ч.1, б.35): «Душа по природе своей имеет нужду в движении и не терпит спокойствия. Бог сотворил ее существом деятельным и потому деятельность свойственна ее природе, а бездействие противно ее природе».
   Душа может только хотеть изменить напряженный умственный, монотонный или неинтересный ей труд на что-то более простое, веселое, развлекательное или уйти в мечтания, как во время сна, так и без него. Вообще труд для души - это умственная работа, при которой, например, читается слово и изучается что-то; а отдых для грешной души – это развлечения от получаемых впечатлений от того, что она видит или слышит, а также мечтания и воспоминания. Тело же выступает при этом лишь проводником через органы чувств – глаза и уши, а также через низшие умственные силы – память и воображение.
   Одни люди, например, предпочитают активный телесный отдых, при котором душа может находиться в относительном безделии; другие – телесный отдых, при котором душа будет занята развлечениями; третьи – полный телесный отдых, при котором душа будет заниматься мечтаниями во сне; четвертые предпочитают телесный покой, но труд души в познании, чтении, а для верующего человека в молитве.

    Оглавление    5.1.1. Основные признаки искажения естественного отдыха грехом
   Но, как и каждая естественная потребность человека искажена грехом, так и эта не осталась в стороне. Далее разберем основные признаки искажения грехом потребности в отдыхе.
   Только, во-первых, заметим, что обличения по поводу отдыха очень не любят люди, которые любят развлекаться, привыкли отдыхать определенным способом, и которые считают, что имеют право на отдых после своих трудов.
   Никодим Святогорец (Поучения. Стремление к наслаждениям): «А если кто-нибудь укорит их (любителей наслаждений) за такую жизнь, то они станут обзывать его неотесанной деревенщиной, которая хочет превратить города в пустыни, а мирян — в отшельников. Они будут говорить так для того, чтобы оправдать себя. Только одно они считают благом — проводить время в развлечениях: от кровати они переходят к столу, от стола — к развлечениям. И так проходит вся их жизнь — без отдыха бегут они от одного греха к другому, и ад открывает свои уста, чтобы поглотить их всех, самих ввергающих себя в него. …(Также) кто-нибудь скажет, что развлечения и услады не являются злом, пока не переходят в грех. Но Иисус Христос говорит, что такой образ жизни есть приготовление себя к мучениям. Горе тем, которые из-за сиюминутного наслаждения будут страдать в вечности среди нескончаемых мук! Господь предупредил нас, что путь наслаждений очень опасен. Подумай о том опустошении, которое производят наслаждения в твоей душе».
   Сразу ответим, никто не лишает их права на отдых, а речь будет идти о том, какими способами люди отдыхают, приносит ли это пользу их душе или нет, и как их отдых отражается на взаимоотношениях с другими людьми.
   Феофан Затворник (Созерцание и размышления, Дух жизни): «Нельзя не иметь приятностей в жизни - иначе жизнь не в жизнь; но кто поставляет целью себе одни утехи и удовольствия, тот уклонился не на добрый путь».
   Феофан Затворник (Созерцание и размышления, Преимущество скорбей пред утехами жизни): «Но скажут: вот уж и повеселиться нельзя или какое-нибудь удовольствие себе позволить! Да вы главное-то прежде сделайте, а потом, пожалуй, позвольте себе и это. А то у вас только и дела, что сегодня бал, завтра театр, там гулянье да веселое чтение и беседа, да развлечения разные, словом, постоянный переход от приятностей к приятностям, а о главном-то, о том, чем должны быть христиане, и помышления нет. Как будто при таком внешнем настроении наше внутреннее отношение к Богу во Христе само собою будет зреть».
   Платон Митр. Москов. (т.10, Слово в день святит. Алексия): «Не к тому сие говорю, чтоб я осуждал увеселения непорочные, и отдохновение нужное для немощей естества соединенное с пристойностью: но осуждаю, и оглашаю, и обличаю, и оплакиваю увеселения, пиршества и гуляния, коими благопристойность христианская посрамляется, коими бесчинства умножаются, коими страсти питаются, коими душа расстраивается, коими нравы портятся».
   Платон Митр. Москов. (Краткий катехизис, ч.3): «…для отрады жития (можно) и повеселиться в праздник, только чтоб сие было без повреждения своего, без обиды другого, и без соблазна».

   Но многие ли задумываются об этих условиях?...
   Во-вторых, заметим одну характерную особенность, когда речь заходит о ничегонеделании, у нетрудолюбивого человека обязательно возникают два основных самооправдательных вопроса: первый – человек должен отдыхать от трудов (обычно это звучит так: что? и отдохнуть нельзя?), а второй – об усталости от трудов (обычно это звучит: Я устал! Хочу отдохнуть!). Возникновение этих вопросов как будто закономерно, т.к. после труда всегда следует отдых, и после труда наступает усталость. Но ленивый человек, как правило, лукаво прикрывает свою лень и эгоизм именно этими природными спутниками труда. Мы об этом уже говорили ранее, но кратко скажем об этом еще раз, чтобы показать принципы искажения грехом потребности в отдыхе.

    Оглавление    Отдых может быть не после усталости, но грешник склонен прикрываться ею
   Итак, естественный отдых зачастую связан с действительной усталостью. Но и лень также имеет подобие некого бессилия. И вот тут происходят искажения. Как мы уже отмечали, в разделе 4.2. «О мнимой усталости от страсти уныния», во-первых, при лени нет особой телесной усталости, а есть некое подобие, что у тебя нет сил что-то сделать, и это проявляется не расположенностью души к труду. А, например, при праздности (как желании отдохнуть и развлечься) такое подобие бессилия есть только к труду, а к развлечениям нет. Напомним, что все это исходит от самолюбия.
   Иосиф Ватопедский (Ватопедские оглашения, гл.25): «Прежде всего проявляется себялюбие и стремление к чрезмерному отдыху под предлогом утомления».
   И, во-вторых, часто бывает и так, что действительная усталость легко переходит в лень и праздность. Например, человек после работы действительно устал в той или иной мере и решил полежать. Проходит некоторое время и усталость отступает, а появляется желание и дальше ничего не делать, и это уже происходит по лени; или появляется желание развлечься, например, просмотром каких-либо передач или фильмов, или игрой в компьютере, или есть желание пообщаться с кем-то - и все это происходит от праздности. Т.е. после естественного отдыха начинают действовать страсть уныния, а человек продолжает лукаво прикрываться усталостью, которая уже прошла. Это свойственно мужьям и детям и особенно, когда они приходили домой, а жена и мать какое-то время говорили, например: «отдохни, а потом покушаешь или что-то сделаешь». И у них выработалась привычка – когда зашел домой, надо отдохнуть, хотя они, возможно, и не устали. У большинства женщин, у которых есть заботы о семье и ответственность перед родными, такой привычки нет, и они, например, зайдя домой, поставив сумки с едой (если они покупали продукты после работы), или, переодевшись, сразу идут на кухню, чтобы приготовить ужин родным.
   Есть и другие искажения отдыха. Например, когда человек устает от безделия.
   Феофан Затворник (Письма, п.1155): «Припомнилась мне поговорка…: спишь-спишь, отдохнуть некогда».
   И, конечно, такой отдых будет грехом.
   Или, например, как что-то делать так человек устал или не может, а как погулять и развлечься, так и не устал. И об этом приведем народные поговорки: «1. Тит, поди молотить! — Спина болит. — Тит, поди вино пить! — Дай кафтанишко захватить! 2. Тит, поди молотить! — Брюхо болит. — Тит, пойдем пить! — Бабенка, подай шубенку! 3. Из лука — не мы, из пищали — не мы, а попить, поплясать — против нас не сыскать».
   Примечательно и то, что как развлекаться, так мы не устаем, а как трудиться телом и душой так устаем. Так нередко бывает, что что-то делать по дому мы устали, а пойти по магазинам или в гости – нет, или читать молитвы мы устали, а читать романы или общаться на форумах в интернете или по телефону не устали. Или вот еще примеры:
   Иннокентий Херсонский (Сб. «Великий Пост», Слово в Великий Понедельник): «А посмотрите, как поступают с собою при других случаях те же самые люди, которые жалуются на усталость в церкви (или на усталость от служения родным – от сост.)! Сколько ночей от начала до конца проводится за игрою, которая удручает и тело и душу! Сколько часов гибнет на балах в кружении, которое, если бы не сделалось обыкновенным от частого употребления, то могло бы быть налагаемо в виде наказания! - Тут нет ни долготы времени, ни утомления; сами говорят, что остались без ног, и спешат снова туда же, где отнимают, к сожалению, не ноги только, а нередко душу и совесть. - Подобное же долготерпение оказывают многие и в других случаях, где идет дело об угождении плоти и миру! Для одной церкви и богослужения нет у нас этой терпеливости».

    Оглавление    Отдых, когда еще есть дела, которыми нужно или можно заняться, но одолевает лень
   Следующий вид искажения заключается в том, что если естественный отдых происходит в свободное время после всех сделанных необходимых дел, то страсть лени и праздности желает отдохнуть и когда есть необходимые дела, и когда их нет, потому что уныние влечет или к ничегонеделанию, или к различным развлечениям. О том, что христианину нельзя лениться мы уже подробно говорили в разделе 3.1.1. «Об основных проявлениях телесной лени».
   Феодор Студит (Наставления, сл.25): «Никто не будь лежебоком, чтоб не услышать от Приточника: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его» (Притч.6,8). …Никто не оставайся без дела и не будь празден, чтоб не подпасть присуждению св. Павла, говорящего: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Сол.3,10)».
   Одним из искажений этого вида есть то, что у ленивого человека труда менее чем отдыха. Отметим, что не раз в примерах мы уже видели, как некоторые мужья, которые ничего не делают по дому, (и которые работают не допоздна или действительно работают не очень тяжело), оправдываются, что они много работают на работе, а вечера проводят с друзьями или у телевизора, или у компьютера, и считают, что они достаточно много работают. Их больная совесть, пораженная страстью лени и праздности, даже не говорит им о том, что их жены работают еще и дома, хотя также были на работе.
   Часто бывает так, что у человека еще есть телесные силы и время на то, чтобы что-то делать полезное и нужное, но уже не хочется, потому что появляется желание развлечься. Кстати сказать, в отношении активности при отдыхе, психологи заметили, что:
   Н. Д. Гурьев (Страсти и их воплощение в болезнях): «Лень отличается от празднолюбия, с которым очень схожа, тем, что празднолюбивый человек готов ради праздности (праздничного времяпровождения) прилагать много усилий (понести много усилий, затрат и трудов), что бывает связанно с приемом гостей, с выездом на пикник или охоту, с посещением зрелищных мероприятий, ресторанов и т.д.».
   Есть и такое искажение – ленивый и празднолюбец оставляет нужные дела. Об этом хорошо, например, передает пословица: «Прощай, квашня (забродившее тесто), я гулять ушла!».
   Бывает и так, что человек отдыхает, не будучи изможденным, а необходимые дела не сделаны, и из-за этого он много не успевает, и потом у него появляются проблемы, например, в учебе или работе.
   Заметим и то, что у трудолюбивого нет времени на игры и забавы, а ленивый проводит в них много времени.

    Оглавление    Грех, когда человек отдыхает в то время, когда ближний работает
   О следующем искажении мы говорили в разделе 4.6. «О том, что многие люди не склонны помогать ближнему», и заключается он в том, что грехом есть то, когда один работает, а другой отдыхает и развлекается, и, по словам Платона Митр. Московского, это отдых с обидой другому.
   Опять-таки приведем некоторые пословицы о лени и праздности, которых очень много и которые точно передают их суть: «1. Не наше дело горшки лепить, а наше дело горшки колотить. Не наше дело тесать да гладить, а наше дело готовое владить (управлять). 2. Семеро лежат в куче, а один всех растаскает. 3. Чай ты устал, на мне сидя? 4. Кляча воду возит, а козел бородой потряхивает. 5. Работает, как ребенок, а ест, как детина».
   Мы уже не раз говорили, что вместо того, чтобы помочь другому сделать то, что нужно для себя и всех членов семьи, праздный человек отказывается это делать, тем самым проявляя эгоизм, нелюбовь, не сострадательность и саможаление по лени. Так, например, когда у членов семьи обычно наступает телесный отдых? У одних отдых от трудов наступает после работы (службы) или учебы (обычно это мужья и дети, особенно дети, которые мало или вовсе не делают уроков дома). А у других отдых от трудов наступает после работы и после домашних трудов или после выполнения уроков (обычно это жены и матери, а также дети, которые действительно занимаются дома уроками). Как видим, у женщин и учащихся детей время на отдых меньше и работы больше, чем у многих мужчин (конечно, если они не работают до позднего вечера). В случае если женщина домохозяйка, то у нее также наступает отдых только от труда по дому. И уже сейчас видно, что отдых, будучи естественным, может распределяться несправедливо, когда одни работают больше на благо других, а другие больше отдыхают. И при этом тот, кто отдыхает, пользуется трудами того, кто работает, пока он отдыхает.

    Оглавление    Дела мирские и хозяйские не оставляют времени для необходимого отдыха и для духовных деланий
   О следующем искажении в отношении труда и отдыха мы говорили в разделе 4.3. «О том, что телесная усталость нередко бывает от многопопечительности или неправильной организации труда». И если чрезмерный отдых есть одна крайность, то вообще не отдыхать есть другая крайность. К нему относится то, что некоторые люди многопопечительны или неправильно организовывают свой труд, и тогда, по словам Никодима Святогорца, плоть измождается «без крайней к тому нужды». Поэтому грехом является, когда организм нуждается в отдыхе, но многопопечение или стремление больше заработать денег, или неразумное распределение дел не дает полноценно отдыхать человеку.
   Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 6-й запов., Изнурение самого себя занятиями по должности, ремеслу или в торговле): ««Труд глупого утомляет его» (Ек.10,15)... Когда силы человека непрерывно возбуждены или напряжены; когда он не дает себе ни малейшего отдыха; отказывает себе и в прогулке на свежем воздухе или же, напротив, не уходит с улицы, работая; когда не уделяет определенного или только свободного часа, чтоб подкрепить себя пищей (для обеда и ужина); мало спит ночью, не хочет заснуть и днем, не смотря на позыв ко сну, который всего вернее доказывает нужду отдохновения; когда таким-то образом он проводит жизнь свою изо дня в день по пословице «вечно суетится»: тогда неизбежно укорачивается его жизнь. …Христианин! Пощади и свою телесную природу от изнурения. Лучше ведь ленивый слуга, чем больной и отживающий свои дни. Так и тело - слуга нам до тех пор, пока здорово».
   Заметим, что:
   Иоанн Златоуст (т.8. ч.1, б.44): «…не печься не значит не трудиться, но – не привязываться к вещам житейским, т.е. не заботиться о покое на завтра, но считать эту заботу излишнею. Можно и трудиться и не собирать ничего на завтра, можно и трудиться и ни о чем не печься. Попечение и труд не одно и то же».
   Поэтому святые отцы говорят:
   Василий Великий (Письма, п.22): «Не должно развлекаться непомерной работой и преступать пределы умеренности, по сказанному Апостолом: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6,8), потому что обилие сверх потребности выказывает любостяжательность, а любостяжательность осуждается как идолопоклонство (см.: Кол.3, 5)».
   Ефрем Сирин (В подражания притчам): «Не вдавайся в непомерную работу, потому что хорошо и полезно делать все в меру и в порядке».

   Чрезмерно трудящийся и суетящийся верующий не может заниматься духовным деланием, а некоторым христианам и храм некогда посещать.
   Никодим Святогорец (Поучения. Две сети диавола): «Как праздность, так и многие дела, попечения и хлопоты порождают много зла. О них сказал Господь, когда говорил о тернии, подавляющем семя Божественных заповедей и препятствующем возрастанию всего прекрасного и доброго: а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лк. 8,14). Эти люди, когда настает время молиться, идти в церковь и причащаться Святых Тайн, не имеют на все это времени. Они все — в работе. Как только оставят одно дело, сразу же принимаются за другое, но вот чтобы почитать что-нибудь полезное для души — это им некогда. Они похожи на веревку, завязанную на тысячу узлов, которые никогда не будут развязаны».
   Но если сказать точнее, то человек (даже христианин), привыкший к многопопечительности и устроению своей земной жизни, не хочет помнить о Боге, о грехе, спасении и т.п. Душе такого человека не интересны молитва и духовные делания, ее интересуют только мирские дела и получение различных телесных и душевных удовольствий.

    Оглавление    Плотоугодливый и самолюбивый человек отдыхает порочным или бесполезным способом, и даже не знает, как по-другому можно отдыхать
   Следующим искажением естественного отдыха грехом является то, что плотоугодливый грешник отдыхает такими способами, что это или наносит вред его душе, или не приносит никакой пользы.
   Нил Синайский (К досточтимейшей Магне…, гл.12): «…праздное время не всеми употребляется на должное».
   В своем отдыхе грешник стремится получить удовольствия, которые соответствуют его порокам, например, блудник будет отдыхать в блуде, пьяница – со спиртным и т.п.
   Есть и другие способы проведения свободного времени, которые менее порочные, но они все равно показывают страсти души. Вот, например, обличения тем, кто любит развлекаться песнями, танцами и музыкой, но все это не для пользы души, а для ее развращения или абсолютно пустые.
   Иоанн Златоуст (т.11, ч.1, беседа 12): «Разве нельзя и повеселиться, но без вреда для себя? Ты хочешь послушать приятных песен? Но лучше бы не слушать. Впрочем, если угодно, я уступаю тебе; но слушай не сатанинские, а духовные (песни)»
   Василий Великий (Толков. на пророка Исаию, на 5 гл.): «…в искусствах, необходимых для жизни, конец перед глазами, например, в столярном искусстве - скамья, в домостроительном - дом, в кораблестроительном - корабль, в ткацком - одежда, в кузнечном - меч. А в искусствах пустых, каковы искусства играть на гуслях или свирели или плясать, вместе с окончанием действия исчезает и самое произведение. И подлинно, по слову апостольскому, «кончина» сим «погибель» (ср.: Флп. 3, 19). О сем распространился я по необходимости, имея в виду тех, которые, по чрезмерной преданности забавам, или постоянно, или во время, по их предположению, веселья, на браках и пиршествах употребляют при ужинах свирели, гусли и певницы,- распространился, чтобы вы, узнав, как слово Божие порицает занятия подобного рода, из страха угрожающих бедствий, по крайней мере, впоследствии, худой навык жизни своей переменили на лучшее».

   Вообще грешники так привыкли отдыхать по своим страстям, что не хотят заняться чем-то полезным или просто активным отдыхом. Так, тот, кто привык лежать на диване перед телевизором, не желает заняться никаким рукоделием или пойти в спортзал. И слова о бесполезности такого досуга на них никак не влияют. Есть и еще отдых для души. Но грешник видит его в развлечениях от мирских впечатлений (например, от просмотра телевизора или игры на компьютере), а истинный душевный отдых заключается в благих делах.
   Николай Сербский (Неделя 27-я по Пятидесятнице): «…для души отдых - не лежание и безделье, как для тела, но дела благие, дела милосердия, дела богоугодные. Сие есть истинный отдых души, ибо сие укрепляет ее здравие, дает ей силы и радует».
   Это то, что касается общепринятых способов отдыхать телесно и душевно.
   У истинных христиан есть другие отличительные способы проведения свободного времени, которые святые отцы иногда называют благой, полезной и блаженной праздностью.
   Григорий Палама (Триады, 1-я часть 1-й Триады, ответ 1-й): «Василий Великий, приведя слова фараона к Израилю, что-де "праздные вы, праздны; вот и говорите: Пойдем, принесем жертву Господу" (Исх.5, 17), продолжает: "Это — благая праздность и полезная для празднующего, дурная же праздность — праздность афинян, которые не знали лучшего досуга, как слушать какие-нибудь новости (Деян.17, 21); такой праздности, угодной лукавым демонам, и теперь иные подражают в занятиях всей своей жизни"».
   Тихон Задонский (т.5, Письма келейные, п.42): «Не быть никогда в праздности, но делать что-нибудь полезное, а только упраздняться от злых дел, слов и помыслов. Ибо только эта одна праздность нам полезна».
   Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, §103): «Как не всякий труд полезен, так не всякая праздность порочна. Злы те беззаконные труды, которые ради беззаконных дел поднима¬ются …. Сколь блажен покой, когда ум от злых и душевредных мыслей, сердце от похотей лукавых успокаивается; очи не видят ничего, уши не слушают ничего, язык и уста не говорят ничего, руки не делают ничего, что святому Божию Закону противно! Блаженна эта праздность и благословенный покой. Этого Творец наш и Господь от нас требует. Эту «субботу» не только каждую неделю, но и каждый день, час и минуту праздновать мы должны. К этому спасительному и тишайшему упокоению, в котором не только внешние члены телесные, но и внутренние душевные силы от вредных дел успокаиваются и совесть сладко почивает, Сам Христос призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28)».

   А сейчас приведем поучения, в чем досуг плотского человека и духовного.
   Схииг. Савва (Путь к совершенной радости): «(Досуг внешнего человека) - хочется развлечься, забыться. (Досуг внутреннего человека) - хочется быть в уединении и молиться или в задушевной беседе с близкими по духу и преимущественно на духовные темы. Книги ценятся преимущественно духовные, очищающие душу».
   Тихон Задонский (Плоть и дух, гл.1): «Плоть хочет праздновать, пьянствовать, веселиться, а дух воздерживаться, поститься, о грехах сетовать».
   Платон Митр. Москов. (т.3, Слово в день святителя Алексия Митр.): «Когда искать различия между чувствами и духом: то найдутся одни требования чувств, другие требования духа. Требования чувств есть: нега, всегдашнее гуляние, игры, зрелища, сладострастия, вреднейшая праздность; требования духа есть: незазорность совести, внутренняя тишина и спокойствие, дельное уединение, удовольствие рождаемое от исполнения должности своей, веселие от зрения истины, сладчайшее чувствие плодов веры, мир и радость о Дусе Святе. О! блажен, кто устроил дух свой раем сих Божественных утех! а напротив, о, сколь жалостны, которые очарованы чувств прелестями! Что они суть? Суть дух ходяй и не обращаяйся: то есть ветер, которым подымаемая пыль на все стороны превращается, и несется неизвестно куда».

   Все ли из нас, христиан, могут сказать Богу так, как сказал св. Григорий Богослов:
   Григорий Богослов (Песнопения таинственные, Молитва шествующего в пути): «В Тебе, Божие Слово, упокоеваемся мы, находясь дома; Тебе посвящаем свой досуг».
   Итак, истинные христиане проводят свое свободное время в добрых делах или в духовных деланиях. Но, как говорит опыт, мало кто так отдыхает, посвящая свободное время Богу.
   В поучениях святых отцов встречаются увещевания о праздном проведении времени в воскресные и праздничные дни, и в этих же поучениях можно увидеть, чем в основном занимаются люди и дома и вне дома.
   Платон Митр. Москов. (т.2, Слово на освящение домового храма на подворье Троицкой Лавры …): «Часто с горестью видим, что во дни воскресные, во дни праздничные … иные в домах остаются в праздности; иные бездельно шатаются по торжищам, иных ненасытная сребролюбия алчба гонит искать прибытков, и с расслаблением духа и тела своего мучатся над работою; иные в то время бегают по домам, и под видом поклонов (приветствий) в непостоянстве человеческом ищут себе покровительства; иные в веселостях препровождают те часы и зрелищем смехотворных, и соблазнительных представлений услаждают суетные мысли свои».
   И именно о том, как разные люди проводят свободное время, мы и будем говорить далее.

    Оглавление    5.1.2. О страсти праздности, как любви к развлечениям
   Так как всё о чем будет идти речь далее, всё это будет говориться о страсти праздности, то кратко скажем об этой страсти.

    Оглавление    Праздность относится к греховным порокам и страсти уныние
   Как мы уже говорили в беседах о лени, праздность, как в разной силе стремление к различным видам развлечений, относится к пороку похоть очей, сластолюбию, плотоугодию и страсти уныния.
   Феофан Затворник (Слова во святую Четыредесятницу…, В неделю 2-ю Великого Поста): «…сластолюбие, или чувственность, есть греховная страсть к чувственным удовольствиям; а дела ее суть: многоядение, сладкоядение, многопитие, сладкопитие, гулянье в трактирах, на гульбищах, в непотребных домах; в театрах, на балах, вечеринках».
   Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты, т.1, Восемь главных страстей…): «(К унынию относится)… Праздность. …Перехождение с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки».
   Филарет Дроздов (т.4, Слово в день обретения мощей преп. Cepгия): «…«похоть очей» - неудерживаемое желание несытых глаз, которое предметами видимого мира хочет не пользоваться благоразумно, а жадно наслаждаться, или завладеть, – любостяжание, любовь к суетным украшениям, страсть к зрелищам».
   Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 2-й запов., грех: Чревоугодие, или плотоугодие): «…плотоугодием, называется пристрастие к чувственному, или страстная привязанность к нарядным одеждам для украшения тела, к жизни в довольстве и покое, к пирам, разным играм, увеселениям и зрелищам».
   Феофан Затворник (Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни, Слово на Сретение Господне): «Мы служим … в теле, например, сластолюбию, лености, похоти, сну, разгульству в плясках, гуляньях, театрах и прочем, как язычник служил Венере, Бахусу и другим».

   Следует заметить, что к понятию праздность относятся два вида: праздность бывает полная, когда человек никогда не трудится, и частичная, как неправый отдых в свободное от работы время.
   О полной праздности (к которой относится и тунеядство) христианское учение говорит следующее:
   Феофан Затворник (Толков. на 2 Солун., 3, 7): «Бесчинием… Апостол называет бывание без труда и работы… Ибо Бог положил быть человеку в труде и для того снабдил его пригодными к тому членами; так что, кто остается праздным, тот выступает из чина Божия» (Феофилакт)».
   От такой праздности христианину надо всячески отвращаться, даже если нужно будет работать на не очень приятной работе.
   Амвросий Оптинский (Письма к мирянам, п.192): «Спрашиваешь моего мнения о службе, на которую желает поступить твой сын. Мое мнение такое: хотя служба эта не хороша, но праздность еще много хуже; лучше служить и быть при деле, чем в бездействии проводить время в кругу таких людей, о которых он упоминает в своем письме».
   Мы же будем далее говорить о втором виде праздности – о проведении времени свободного от трудов. Причем в этом виде праздности можно выделить другие подвиды, например: праздность, как стремление к внешним развлечениям, праздность, как бесполезно проведенное время, праздность, как праздный ум, праздность, как празднословие и др.
   Так же, как мы уже говорили в вопросе о лени в разделе «Святые отцы о страсти уныния, или лени и праздности», страсть уныния направлена против полезной деятельности человека и отдыха. В виде лености - это не желание трудиться, а в виде праздности – это неправильное проведение свободного времени при отдыхе. Эти страсти имеют природную основу.
   Феофан Затворник (Слова во святую Четыредесятницу…, В неделю 2-ую Великого поста): «Тело


Источник: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=konflikt4


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Как зарабатывать сидя в декрете все способы! Новые кофточки вязанные


Каким рукоделием можно заработать денег Каким рукоделием можно заработать денег Каким рукоделием можно заработать денег Каким рукоделием можно заработать денег Каким рукоделием можно заработать денег Каким рукоделием можно заработать денег Каким рукоделием можно заработать денег Каким рукоделием можно заработать денег Каким рукоделием можно заработать денег

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ