Создание и продвижение сайтов    SCS-900.ru
Создаём и продвигаем
Главная > Блог > Сдельная оплата — зло?

 

Сдельная оплата — зло?

21.10.2010

Сдельная оплата — зло?

Мысль о том, что программист не имеет права работать на ставке, я слышал ещё будучи студентом магистратуры. Большинство заказов в ИТ выполняется сейчас по Fixed Price. Т. е. заказчик, перед началом работ, требует точную оценку бюджета (и сроков) и не намерен потом платить больше.

Оценка стоимости должна быть адекватной: не заниженной (иначе команда просто сработает в убыток), но и не завышенной (в этом случае, клиент просто уйдёт к конкурентам). Допустим, бюджет согласован. Как избежать перерасхода средств? Если программист получает фиксированный оклад, он может и не спешить. Работа стоит, но месяц-то к концу подходит — скоро зарплата.

В некоторых компаниях Новосибирска, принята сдельная оплата труда. Каждая задача имеет бюджет: оценку, которая выделяется на её исполнение. По завершении задачи, девелоперу выплачивается именно оценочная сумма вне зависимости от того, сколько времени, по факту, он потратил.

В компании, где была принята такая система, мне и довелось работать долгое время. Сначала в качестве разработчика, а потом — менеджера проектов. На первый взгляд, у данной схемы достаточно плюсов. Клиент платит фиксированную сумму, компания получает чётко запланированную прибыль, да и с мотивацией девелопера всё нормально.

Допустим, задача оценивается в 8 часов и оценка эта справедлива. Если разработчик сделает её за 12 часов (поленится, отвлечётся или просто сработает плохо), то получит он оплату только за ожидаемые 8 часов. Если же наоборот — поднапряжётся и сделает её за 4 часа, то получит вдвое больше, опять же за 8 часов. Рисков для компании нет, а метод кнута и пряника — налицо.

Меня, в качестве девелопера, эта схема вполне удовлетворяла. По приходу в компанию, опыт работы у меня был, но до профессионализма было ох как далеко. В первый месяц, я делал задачи чуть дольше оценки. Спустя пару месяцев — уже почти всегда укладывался в неё. А ещё через пару-тройку месяцев — удавалось уже делать задачи за 70-80% отведённого на неё времени.

В целом, рост зарплаты был налицо, навыки тоже прокачивались — один позитив. На этом этапе, мне и предложили работать менеджером, в обязанности которого входила оценка проекта, слежение за его выполнением, общение с клиентом... В общем, все административные вопросы. Если рук не хватало, требовалось также заниматься написанием кода и тестированием. Команда, на тот момент, была средняя по своей производительности: были хорошие разработчики, но были и очень непродуктивные, выполняющие задачи в 3-4 раза медленнее оценки.

Причины медлительности были разные. Некоторые ребята, увидев ответ интерпретатора «Поставь точку с запятой в файле index.php в строке 12, символ 34», могли часами анализировать причину неисправности. Так проходил месяц, другой, а умения так и не приходили. Скорее всего, в этом случае — медицина бессильна. Просто неверно выбрано место работы.

Другой случай, куда более печальный, когда девелопер полдня читает «Баш», полдня общается по «аське», а на следующий день — вдруг осознаёт, что время-то вышло и надо в срочном порядке что-то сделать. Сотворив в рекордные сроки «нечто», он с явной неохотой получает нагоняй и требование о переделке. Тут начинается стресс: время давно кончилось, а работы — непочатый край. В спешке делается ещё вариант, потом мучительные и долгие исправления ошибок.

В итоге, бюджет превышается страшно. В конце месяца, непродуктивные сотрудники получали смешную зарплату, а их мотивация падала ниже плинтуса, что вело к ещё более плачевным последствиям в плане качества и производительности. Для компании же, всё было не так страшно: вместо огромных убытков мы имели лишь отсутствие прибыли. Получай такие сотрудники ставку, вскоре, кроме долгов по зарплате, мы бы ничем не располагали.

Сдельная оплата распространена среди рабочих в строительстве и ремонте, что вполне обосновано (правда, творения некоторых девелоперов напоминали о проделках Равшана и Джамшута). Сейчас я, по-прежнему, убеждён в справедливости той ситуации, когда работы всегда было достаточно, оценки были честные, а сотрудников ещё на собеседовании вводили в курс дела. Договор есть договор, но время шло и ситуация постепенно менялась. Хотя схема оплаты и защищала от больших убытков, двигаться вперёд, с такими сотрудниками, было невозможно. Каких-то людей увольняли, кто-то сам уходил из-за недостатка финансирования, а мы старались искать только опытных и успешных разработчиков. Проводилось по 1-2 собеседованию в неделю (из кандидатов, уже прошедших жёсткий отбор в кадровом агентстве), однако брали мы кого-то, в лучшем случае, раз в 4-5 месяцев. На сбор качественной команды разработчиков, в итоге, ушло около полутора лет. Но получилась команда настоящих разработчиков! На этом этапе сдельная оплата и дала сбой.

Чем отличается программист от разработчика? Разработчик — птица высокого полёта. Человек, который может выполнять большой круг задач. Написание кода — лишь обязательная часть работы. Разработчик умеет (и любит) писать документацию, заниматься тестированием, решать различные проблемы пользователей путём консультаций и предложений по улучшениям, а также генерировать разные идеи на пользу дела. Он изучает новые технологии и успешно их применяет. Нет, это не тот парень, который пишет функцию и на этом останавливается. Что-то не то с интерфейсом? Это к дизайнеру. Уползло в вёрстке? Обратитесь к верстальщику. Как лучше сделать? Откуда я знаю, скажите мне чётко, что и как, я сделаю. Разработчики — очень ценные кадры, которыми должна дорожить любая адекватная компания.

Так какие проблемы со сдельной оплатой? На самом деле, их масса. Это и изменение требований, и ошибки в оценках, и мелкие внеплановые доработки. Стабильным является «перекидывание» задач от специалиста к специалисту. Дизайнер не будет рисовать лишнего, верстальщик сможет справиться и сам со всеми страницами, пусть проявит смекалку. Верстальщик будет скидывать максимум на программиста, а программист откажется от документации и тестирования, поскольку это не его прямая обязанность. Однако ключевыми и неразрешимыми проблемами, на мой взгляд, являются описанные далее.

Приемлемое качество

Жёсткая оценка заставляет выполнять задачу в максимально сжатые сроки. При этом, качество должно быть такое, чтобы «пипл схавал». Чем быстрее сделаешь — тем больше получишь. А вот качеству, в данной схеме, нет места, поскольку «вылизывая» проект от и до, разработчик, тем самым, тратит время, которое жёстко ограничено. Получается, что более всего ценится быстрая и «сносная» работа.

Хороший разработчик — это творец. Желание сделать всё как можно лучше и интереснее — у него в крови.

Отказ от творчества

В условиях жёстких ограничений, на освоение и применение новых технологий времени нет. Также невозможно сделать что-то бонусное и полезное. Есть строгая оценка и нужно в неё уложиться. Хочется творчества — только за свой счёт.

В такой системе, не поощряются новшества, полезные доработки и интересные «фичи»: либо ты делаешь всё по строгому шаблону, либо получаешь проблемы с зарплатой.

Снижение мотивации

В итоге, это сказывается на мотивации: хочется сделать как лучше, а инициатива-то — наказуема. Не смотря ни на что, хороший разработчик всё равно постоянно думает об улучшении результата, а также о развитии своих профессиональных качеств. Даже в ущерб конечной зарплате. Творить в таких условиях — крайне неприятно. И люди начинают задумываться о смене места работы.

Мой вывод таков: хороший разработчик должен работать на ставке и получать премии за особые заслуги. Пусть он пишет отчёты о потраченных часах, за ним нужно следить, вовремя останавливать, если он пошёл не по тому пути, но ни в коем случае не мешать творчеству.

Если разработчик плохой, его просто быстро нужно освободить от работы. Желательно ещё на испытательном сроке. Правило «Нанимать осторожно, а увольнять быстро», как мне кажется, очень верное. Лучше оставить сдельную оплату малярам. В творческой работе ей не место.

 


Комментарии

 

 

Услуги:

Заказать сайт

Стоимость сайта

Портфолио

Блог

О нас

Контакты

 


 

Контакты:

 

    Сайт создан в 2013 г. © SCS-900.ru
    E-mail: aleksei.seoded@gmail.com
    Наш адрес: 630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 1, офис 503 и 516